Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования позитивных качеств (лидерских качеств) личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни.
Период детства и юности - время становления личности, яркой личности может помочь проявиться коллектив сверстников. Склонность детей и подростков к общению при отсутствии подобного коллектива, толкает их в группировки, многие из которых имеют асоциальную направленность. Во многом по этой причине сегодня наблюдается рост детской преступности, наркомании и т. п.
Разнообразие детских объединений по своей сути является школой общественной жизни, так деятельность объединений создает возможность содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальную возможность ее участнику научиться выбору и сформировать свой интерес.
Детские творческие, образовательные и общественные объединения вносят неоценимый вклад в разностороннее развитие учащихся, формирование их гражданской позиции и становление правовой ответственности.
Необходимость программы подготовки детей к общественной деятельности, связана с созданием в образовательном учреждении условий изучения учащимися основ управленческой деятельности, осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями своей деятельности в коллективе. Осваивая материалы занятий, дети смогут понять значение лидера в коллективе, роль организатора, руководителя конкретной группы, ознакомиться с механизмом развития качеств самостоятельности, инициативы, самоуправления, проявить свои творческие возможности в коллективной деятельности.
Материалы программы, практические занятия призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни общеобразовательного учреждения.
Учебное содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре, подготовить к самостоятельной общественно значимой деятельности.
Направленность – социально-гуманитарная
Уровень программы – стартовый
Актуальность –образовательной программы «Лидер школьного движения» состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи Государственных проектов и приоритетных направлений Общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников» («Личностное развитие», «Гражданская активность», «Информационно-медийное направление» и «Военно-патриотическое»).
Новизна программызаключается в практико-ориентированном характере содержания, которое позволяет систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта; а также в использовании технологии социального проектирования. Благодаря расширению поля социального взаимодействия и использованию разнообразных видов деятельности, создаются благоприятные условия для формирования организаторских качеств и повышения самостоятельности ребенка.
Педагогическая целесообразность – программы «Лидер школьного движения» адресована руководителям детских объединений образовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Она предоставит возможность для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личного развития.
Отличительная особенность программы в том, что в течение всего периода обучения предусмотрена подготовка участников к пониманию необходимости воспитания в себе лидерских качеств, познанию своего потенциала; освоение умений и навыков организаторской и управленческой деятельности различного уровня.
Контроль уровня знаний и практических навыков проводится в виде общественной практики.
Программа рассчитана на детей и подростков, проявляющих лидерские, организаторские способности и потенциально готовых стать организаторами программ различных детских объединений. В процессе обучения учащиеся организовывают и самостоятельно проводят конкретные дела для учащихся школ.
В соответствии с задачами обучения в программе по поддержке и индивидуальному сопровождению участников используются различные формы и методы; лекции, семинары, беседы, ток-шоу, практические занятия, деловые игры, тренинги, дискуссии, праздники, психотехнические игры и упражнения, открытые дела и т.д.
Данная программа – однопрофильная, профессионально - ориентированная. Программа по целям деятельности, может быть отнесена к познавательным и социально адаптирующим. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности к комплексным.
Гармоничное сочетание теории и практики, а также лежащие в основе взаимоотношений «педагог – учащийся - группа» приемы педагогики сотрудничества позволяют успешно реализовывать обучающий и воспитывающий компоненты программы. Система подведения итогов позволяет, обеспечить, дифференцированный подход к реализации программы для учащихся с разными творческими возможностями.Тематический план наглядно показывает время, отведенное на изучение конкретных разделов и тем. Также в ее реализации предусмотрено сетевое взаимодействие, как фактор обогащения образовательного процесса и возможность взаимодействия с другими педагогами.
Цель программы - создание условий для освоения учащимися различных видов общественной практики в общении, отношениях и деятельности, направленных на развитие их социальной зрелости и активной лидерской позиции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
Создание условий для освоения учащимися различных видов общественной практики в общении, отношениях и деятельности, направленных на развитие их социальной.
Воспитательные:
Создать условия для нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности при использовании ресурсов сетевого взаимодействия.
Развивающие:
Апробация приемов педагогического сопровождения изменений социально-активной позиции учащегося на всех этапах программы.
Категория учащихся – предполагаемая программа построена с учетом возрастных особенностей и интересов детей 12-16 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Формы проведения –групповой.
Срок реализации –объём занятий: 1 год обучения – 102 часа (по 3 раза в неделю по 1 часа), 2 год обучения - 216 часов (по 2 раза в неделю по 3 часа). Количество детей, обучающихся в группе – 10-12 человек.
Планируемые результаты:
К концу 2 года обучения каждый участник программы должен быть способен оценить изменение своих качественных характеристик, осознать собственные возможности и интересы в различных видах деятельности.